14:31 Михаил Юревич о диверсификации экономики: «У нас есть своя «подушка безопасности» | |
Сегодня на заседании правительства Челябинской области губернатор Михаил Юревич охарактеризовал текущее положение дел в и основные направления развития региона на ближайшую перспективу. Диверсификация остается базовым принципом формирования новой экономики Южного Урала, уверен глава региона.
Общую ситуацию в экономике губернатор назвал непростой. «В ряде отраслей происходит замедление, где-то снизились фактические объемы производства. Но резкого спада нет. По большинству позиций область идет вровень со среднероссийскими показателями, в том числе по индексу промышленного производства и объему инвестиций. Исходя из этого, мы сформировали прогноз социально-экономического развития Челябинской области на 2014 год и плановый период до 2016 года. По бюджетным поступлениям с начала года идет прирост – 6,6 процента. Хочу отметить, что в 61 субъекте РФ идет спад. В среднем по России прирост доходов консолидированных бюджетов регионов – плюс семь десятых процента», - подчеркнул глава региона Михаил Юревич. При этом за счет постоянно растущих расходных обязательств областной казны, ситуация с формированием бюджета на будущий год непростая. Но она была бы намного сложней, если бы не отраслевое замещение, диверсификация экономики Южного Урала, уверен губернатор. «Область десятки лет зависела от одной отрасли. Все было прекрасно, пока она шла в рост, давала от тридцати до сорока процентов налоговых поступлений. Но ситуация в мировой экономике поменялась, — пояснил Юревич. — Прибыль наших металлургов существенно снизилась, хотя металлургия остается в числе крупнейших плательщиков консолидированного бюджета области. Если бы не отраслевое замещение, мы оказались бы в тяжелейшем положении». Работа по этому отраслевому замещению, а иначе говоря —диверсификация экономики Челябинской области характеризуется данными статистики: за три года выросли налоговые поступления в машиностроении и добыче полезных ископаемых в 3 раза; в пищевой промышленности – в 2,3 раза; в сфере торговли и услуг – в 2 раза; в стройкомплексе и сельском хозяйстве – в 1,8 раза. «Все показатели говорят о главном: у нас есть своя «подушка безопасности». Она сработала в критический момент – и я рассчитываю, что эффект этот будет долгосрочным», — отметил губернатор. Уполномоченный по правам предпринимателей Челябинской области Александр Гончаров прокомментировал процессы, происходящие в экономике региона: «Диверсификация идет успешно. Еще три года назад основную часть бюджета составляли налоги от металлургов, а сейчас на первый план вышло производство сельскохозяйственной продукции, речь идет о строительстве крупных птице- и свинокомплексов. В прошлом году в бюджет Челябинской области около 8 млрд. принес средний класс бизнеса. Конечно, сильно просели металлурги и машиностроители, но это мировая тенденция. Надеемся, что ситуация выправится». По наблюдениям старшего преподавателя кафедры учета и финансов экономического факультета ЧелГУ Татьяны Савельевой, благодаря отраслевому замещению за три года существенно изменилась структура налоговых поступлений в бюджет Челябинской области. «Прежде всего, наблюдается положительная динамика роста собственных доходов бюджета. Их доля увеличилась с 71,6% в 2009 году до 81,7% в 2012 году. В 2013 году прибыль крупных предприятий сократилась в области на 30%. Как следствие снизились доходы по налогу на прибыль организаций. Это закономерно в силу падения платежеспособного спроса на продукцию металлургической отрасли, — говорит эксперт. — Выход – многопрофильная экономика, более глубокий анализ регионального производственного потенциала и резервов. Также следует обратить внимание на развитие среднего и малого бизнеса (пищевая промышленность, розничная торговля). Это самое многочисленное звено финансовой системы нашей области». В своих Посланиях Законодательному Собранию и Правительству Челябинской области (2012, 2013 гг.) губернатор Михаил Юревич ставил задачу повышения доли собственных доходов в структуре бюджета Челябинской области. для решения социально-экономических задач региона и привлечения федеральных средств губернатор Михаил Юревич постоянно встречается с руководителями Правительства РФ и федеральных министерств. губернатор Михаил Юревич ставил задачу Правительству и муниципалитетам Челябинской области увеличивать поступления в консолидированный бюджет Челябинской области. В Посланиях ЗСО 2011, 2012 и 2013 гг., в послании Правительству Челябинской области 2013 г. губернатор Михаил Юревич ставил задачу диверсификации экономики и изменения структуры отраслей-доноров областного бюджета. в 2010-2011 гг. губернатор Михаил Юревич ставил задачу снижения доли расходов на государственное управление в общем объеме бюджетных расходов. с 2010 г. губернатор Михаил Юревич закрепил в числе основных бюджетных приоритетов повышение зарплаты работникам бюджетной сферы. с 2010 г. губернатор Михаил Юревич закрепил в числе основных бюджетных приоритетов рост расходов на социальное обеспечение. Комментарий: В своих Посланиях Законодательному Собранию и Правительству Челябинской области губернатор Михаил Юревич, говоря о необходимости повышения доли собственных доходов (налоговых и неналоговых) в структуре бюджета области, по сути поднял проблему повышения эффективности управления на местах, без решения которой невозможно перейти к новой модели экономики региона. Дело в том, что доля собственных доходов в общем объеме доходов определяет степень независимости от федерального центра. С ростом доли финансовой помощи повышается опасность неисполнения обязательств из-за риска ее несвоевременного поступления. Кроме того, недостаток собственных доходов говорит о слабости источников формирования доходной базы региона, что также приводит к увеличению вероятности невозврата долгов. Однако, в муниципалитетах зачастую рассуждают в том русле, что нет необходимости что-то делать, так как в этом году область даст денег примерно столько же, сколько они потратили в прошлом. А такие настроения местной власти ведут к апатии в предпринимательских кругах районов и поселений. Между тем ясно, что не может быть сильной области при слабых муниципальных образованиях, невозможно «тянуть» экономику региона только на нескольких крупных предприятиях, таких как «Мечел», «ММК» и др. Однако, все усилия региональной власти по развитию и диверсификации экономики будут уходить как «вода в песок», пока не повысится самостоятельность глав муниципальных районов в решении вопросов, связанных с исполнением местных бюджетов. Дотации и субсидии, действительно, позволяют муниципалитету держаться на плаву, но не более того. Для развития района необходимо изыскивать собственные, внутренние ресурсы – и это прямая задача администрации. Сегодня имеются два основных источника наполнения районного бюджета: НДФЛ и налог на имущество. Соответственно, власть района должна быть кровно заинтересована, чтобы на территории бизнес выходил из тени, открывались и развивались предприятия, создавались новые рабочие места, активно велось жилищное строительство. Например, имея высокую долю налога на доходы физических лиц в формировании местных бюджетов, районы будут нацелены на наращивание собственного экономического потенциала. Существует прямая взаимосвязь между привлекаемыми инвестициями и поступлением НДФЛ: модернизация существующих производств или открытие новых – это дополнительные рабочие места и, в свою очередь, рост заработной платы и налоговых отчислений. При этом приоритет должен отдаваться тем отраслям экономики, развитие которых дает максимальный эффект для бюджета. Резервами повышения неналоговых доходов может служить повышение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, путем сдачи в аренду или во временное владение и пользование. Зачастую, при обращении в органы местного самоуправления за арендой свободного помещения или основных фондов, закрепленных за муниципаль¬ным бюджетным учреждением, организации получают отказ, даже если необходимое имущество имеется в наличии. Это связано с незаинтересованностью руководителей бюджетных учреждений в сдаче имеющего у них имущества, так как доходы, полученные от аренды, поступают в доход муниципального образования, а не в доход бюджетного учреждения. Эта ситуация также требует принятия соответствующих мер, что в совокупности позволит увеличить поступления в консолидированный бюджет Челябинской области. Директор Института дополнительного образования и профессионального обучения ЧГПУ, доктор педагогических наук, профессор экономики А.А. Саламатов | |
Категория: Новости региона | Просмотров: 1570 | | |
Всего комментариев: 0 | |