20:09 Касли: Дореволюционный город вдохновлял, удивлял своей красотой | |
Касли известны в мире как творческая мастерская создателей произведений чугунного художественного литья. Именно этим притягателен наш город для путешественников, художников, писателей. И нам, здесь живущим, небезынтересны полученные гостями впечатления.
Каслинский завод. Вид площади и пруда. Фото Митенкова Безусловно, первое, что поражает посетителей – красота окружающей природы. Скульптор Николай Романович Бах приехал в поселок Каслинский завод в мае 1884 года. Ему, столичному жителю, профессору скульптуры, все было необычно. Свои наблюдения он отразил в заметках «Каслинский завод и его окрестности». Он отмечает чрезвычайную живописность Вишневых гор, служащих любимым местном прогулок для жителей, обворожительность Иртяша при закате солнца в тихую погоду, неизгладимые впечатления от картины рыбной ловли среди безмолвия ночи при свете костра, огонь которого вместе со звездами отражается в лоне воды, великолепные виды с соснового мыса. Особое место Н. Р. Бах отводит описанию звуков города: «…можно представить себе, какой концерт раздается в ту минуту, когда обоз с упакованным товаром трогается с места: гремят чугунные горшки, ржут лошади и стонут на все манеры оси – одним словом, слышится целая симфония «в пользу бедных ушей»» <….> «Приближение страды обнаруживается уже за несколько дней вперед. Издалека доносятся неопределенный, смешанный гул, ржание, резкие свистки и хлопанье бичей. <…> По улицам заводского городка проносятся табуны лошадей в 4-5 тыс. голов, охраняемые лишь несколькими конными пастухами с бичами в руках, сопровождаемые криком и гамом уличных мальчишек…». Николай Романович не оставил нам описания городских улиц, домов, это сделал другой знаменитый гость нашего города – писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк, который летом 1886 года, путешествуя по Зауралью, посетил Касли. Отдавая дань красоте окружающей завод природы, он пишет: «К самому заводу дорога идет верст десять все время по берегу озера. Красиво белеют заводские церкви, пестреют разные постройки, и этот вид не теряется вблизи, как иногда случается с красивыми ландшафтами. Скоро наш экипаж катился по широкой каслинской улице, мимо таких хороших и так плотно поставленных домиков,— мне еще не случалось видеть такого наружного довольства, потому что в самых богатых местах оно сосредотачивается только около рынка и церквей». Писатель любовался постройками из толстого леса на домах и как все поставлено по-хозяйственному: с крашеными окнами, железными крышами, с крепкими воротами и всякими хозяйственными постройками, как тому и быть следует у порядочного хозяина. Он заметил, что в поселке не было резкого перехода от нищеты и голи к вопиющему богатству.
Вид Каслинского завода 1930-е годы «Да, красивый и оригинальный этот завод, совсем «на городскую руку». Мы возвращались по какой-то необыкновенно широкой улице, уставленной сплошь такими богатыми домами, что просто загляденье. Невольно является мысль: хорошо живется в этих Каслях... К самому Кыштымскому заводу дорога подходит великолепным бором. Заводская церковь видна еще через озеро. Этот завод считается самым красивым на Урале, даже красивее Каслей, но, по-нашему, это не справедливо: оба завода хороши по-своему. Кыштым расположен совсем в горах, но ему недостает воды сравнительно с Каслями, в заводе только один пруд, на который после озер и смотреть не хочется. Затем в Кыштыме вы уже не встретите каслинского довольства и ключом бьющей жизни — строенья валятся, много пустующих домов и вообще водворяется мерзость запустения. Когда-то Кыштым славился как бойкое место, но теперь все ушло в Касли»… Галина КАШАПОВА, младший научный сотрудник Каслинского историко-художественного музея Продолжение в следует | |
Просмотров: 660 | | |
Всего комментариев: 0 | |