22:57 Исторический экскурс в прошлое города Касли Челябинской области | |
Рубили избы наши предки из столетних корабельных сосен. Весной у сосен-исполинов подрубали корни, движение сока прекращалось, и они, стоя, высыхали, а осенью их спиливали двуручною пилой. Полотно пилы смазывали керосином, чтоб к нему не прилипала смола. Как сталь крепка сосна, топор отскакивал, звенела та лесина. Первый венец сруба рубили из листвянки. Под брёвна первого венца подкладывали бересто, чтоб дерево не гнило, из лиственницы полы стелили. Лесину пополам рубили и горбылями вниз ложили на высокий фундамент из бутового камня. Двор глухо закрывался со всех сторон усадьбы. Зады холодные из тёсаного камня, сараи, конюшни, сеновалы, амбары, амбарушки общей крышей деревянной накрывались. Кто был побогаче — крыши кровельным железом крыл. Усадьбы огораживали стеной из тёсаного камня, дворы застилали природным камнем-плитняком. Старые каменные постройки и до сих пор стоят, как монолит, а ведь сложены с известью на глине. С улицы усадьбы закрывались деревянными воротами вровень с крышами домов. Снаружи дом выглядел нарядно: ставни, наличники, карнизы в узорах деревянных. Конёк крыши, карнизы, водосточные трубы — в кружевах из жести. Всё строилось крестьянскими руками мастеровыми на века.
Деревянное зодчество Каслей Во дворах мычала, ржала, блеяла и хрюкала домашняя скотина, хозяйское добро охраняла цепная собака, которую ночью с цепи спускали. Каждый домочадец в этом замкнутом житии знал своё место: «Мужик, собака на дворе, баба да кошка в избе». Хранятся в памяти людской старые названия мест проживания: Кутры (Хуторы), Банновка, Гореловка, Конный дворок. Улицу Труда называли «Заячьей слободкой», а улица Лобашова именовалась «Медведёвкой». В окраинные улицы Каслей частенько звери, непрошенные гости, захаживали. Улицу Василия Комиссарова в миру называли «Монастырской», в просторечии — «Монашки» или «Монастырь». «Пеньковкой» и сейчас каслинцы называют часть улицы Коммуны от берега озера Большие Касли до церкви Вознесения Господня. Пеньков тут много оставалось от спиленных сосен для строительства домов. За заводским прудком, в сосновой чаще вырубили просеку, на ней поставили дома и назвали улицей Сосновой, сейчас её именуют Пролетарской. В каждой малой слободке колодец выкапывали мужики, в ёмкость колодца опускали сруб из брёвен, а над ним под подкрылком сооружали подголовник.
Оконные наличники Все эти малые слободки именовались одним понятием — «Каслинская слобода». 195 лет Каслинским заводом наш славный провинциальный город назывался. А до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, в бытность волостной управы, поселение мещан, крестьян, купцов, ремесленников-кустарей и заводских мастеровых называлось Каслинской Дачей. До первых петухов слезали со своих полатей мужики и, помолясь на образа, принимались за повседневные дела: сметать надо сено на сарай — зима не за горами, дровишки надо распилить да поколоть, сложить в поленницу полешки, навоз унести из конюшни в огород, обутки починить ораве. В хозяйстве дел невпроворот. Часы обеденные строго соблюдали, хоть и живот велел, а раньше времени за стол не садились. Обычная крестьянская еда: с ботвою огородной щи зелёные, на второе — картошечка горяченькая «в мундире» в чугунном прокопчённом котелке, солёненький огурчик и солёная капустка, сдобренная зелёным луком и постным маслом, ежели оно было. А на десерт — квас с хреном да чёрным хлебом, горбушка натиралась чесноком, а мякиш посыпался солью. А если была мучка, то с лепёшкой пили чай морковный, заваренный из самовара кипятком. Вареньев всяких не варили, сахарком только вприкуску угощались. После полагалось чуток прилечь, чтоб «кусочки в брюхе завязались».
Двор из каменных плит и каменные ступени входа в сенки дома. Тип дворов каслинских старообрядцев (кержаков) Помню, дед мой после обеда выходил во двор — до краечку надо покурить. Усаживался под подкрылком в тенёчке на крылечке летней избы. Доставал кисет с самосадным табачком, из газетной полоски крутил искусно «козью ножку», в неё насыпал самосад, чуток слюнявил краешки газетки. А чтоб прикурить — умение большое надо проявить, на то два кремневых камушка имелось и ваты клок. Он чиркал камушками друг об друга с размаху от плеча, искры высекал на вату и, наконец, из ваты появлялся слабенький дымок. Он раздувал дымок, чтоб зашаила вата, как уголёк, и прикуривал свою «козью ножку». Дым сизый, едкий, от махры сплошным облаком стелился под подкрылком. Покурит, на ладони три раза поплюет, чтоб не скользило топорище колуна, и снова за работу. Выкраивали наши предки время и для похода в лес по ягоды да по грибы. Клубнику, землянику и черемуху – сушили; бруснику, костянику – замачивали в колодезной воде. Грузди на зиму солили в бочке. И так, в работе цельную неделю, с ранней зорьки и до заката солнца за Вишневые горы. Геннадий БРОДЯГИН (Фото из книги автора «Хлебушко») | |
Категория: Общество | Просмотров: 2913 | | |
Всего комментариев: 0 | |