10:30 ВЕК ЖИВИ - ВЕК УЧИСЬ | |
Модернизация системы общего образования продолжается
Возможно, те, у кого нет детей и внуков, думают, что их школьная реформа никак не коснется. Они ошибаются, потому что лет через 15 мы будем жить в той стране, которую изменят дети, закончившие эти школы. Так что же ждет наше образование в ближайшем будущем?.. Вся нынешняя сфера образования опирается на фундамент, заложенный в советский период. Перевести ее с экстенсивного на интенсивный путь развития и призвал Александр Игоревич Кузнецов, министр образования и науки Челябинской области, посетивший Касли в рамках Дней министерства, которые в течение осени проходят по всем муниципальным образованиям области. Встреча Александра Кузнецова с педагогическими работниками района состоялась в СОШ №24, где он рассказал о перспективах развития образования на ближайшее время, дал советы, высказал пожелания. Нам предстоят серьезные перемены Школа начинается с учителя и держится учителем, поэтому особую тревогу министра вызвала подготовка и переподготовка педагогов. По данным министерства, только 40% выпускников педвузов идут в школу, а через год половина из них оттуда бежит. Таким образом, полагает министр, эффективность подготовки невелика. Он с сожалением заметил, что «российская (советская) система образования уже далеко не лучшая, коей считалась в 70-е годы. Сейчас мы серьезно отстаем по уровню общего образования от наших зарубежных коллег». В рамках проекта модернизации планируется не только создать отвечающие всем современным требованиям условия для учебы, но и изменить форму обучения детей: вместо привычной всем нам классно-урочной системы обучения, постепенно перейти на индивидуальное образование. Один из выходов — дистанционное образование с использованием Интернета. – Я негативно отношусь к тому, когда школы на деньги, которые им выделены на оснащение, как и 5-6 лет назад, продолжают закупать компьютерные классы. Во-первых, кабинеты исключаются из учебного процесса, во-вторых, кроме информатики в них что-либо другое изучать проблематично. Сейчас очень важно обеспечить индивидуальную образовательную траекторию ребенка, а для этого школьник должен с компьютером ходить постоянно. Поэтому компьютер должен быть небольшим и мобильным: ноутбуки, нетбуки и планшетники. Уже второй год на федеральном и областном уровнях идет работа по переходу на электронные носители учебной информации. Другими словами бумажные учебники в скором будущем заменят на электронные. Это звучит порой фантастически, но я вас уверяю — буквально через 2-3 года все это будет происходить и уже кое-где происходит. Сейчас учитель перестал быть эксклюзивным источником предметных знаний. Основная задача педагога — стать модератором, лоцманом для ученика в огромном информационном море. Учитель должен научить ребенка ориентироваться в этом потоке и дать ребенку инструмент, с помощью которого он может выбрать необходимую ему информацию. Министр отметил важность внешкольного воспитания детей. Финансирование этих мероприятий тоже увеличивается и, если школа не может организовать по каким-либо причинам досуг ребятам, то она может заключить договор на оказания таких услуг с другими учреждениями дополнительного образования. –Однако, если ребенок уже занимается в каких-либо кружках или студиях и у него выстроен определенный график посещения, не надо его ломать. Не стоит хорошую идею превращать в обязаловку для всех, – заметил он. Вопрос — ответ Дальше встреча продолжилась в формате вопрос-ответ. Был задан вопрос, о малокомплектных сельских школах, которые, по мнению некоторых педагогов, оказались в неравных условиях с городскими школами. Министр заявил, что процесс оптимизации сельских малокомплектных школ продолжится, но здесь предлагается перевести малокомплектные школы с численностью до 150 человек на финансирование без норматива, по факту. А вот для школ от 150 до 250 человек, ввести повышающий коэффициент финансирования. На вопрос, как будет решаться проблема с компенсацией расходов на содержание школьного вспомогательного и обслуживающего персонала, Александр Игоревич заметил, что для этого необходимо вникнуть в ситуацию на месте, а потом уже предлагать варианты. А в целом, руководитель образовательного учреждения обязан сам постоянно думать о необходимости сокращения относительных расходов на непедагогический персонал, изыскивать схемы, которые позволяют это сделать. Александр Игоревич затронул еще одну тему, которая, казалось бы, к педагогике отношение не имеет. На сегодня коммуналка занимает второе место после заработной платы в статье расходов школ. Министр считает, что повышение энергоэффективности зданий даст возможность получить дополнительные финансовые ресурсы, которые можно направить на повышение качества образования. Практика показывает, что вложения в теплосчетчики, водосчетчики и поверки приборов учета быстро окупаются и приносят хороший эффект. Учителей интересовало решение еще одной проблемы, остро стоящей в нашем районе — обеспеченность молодыми кадрами. С чем согласен и министр образования, отметив, что Каслинский район находится на самом последнем месте по доле молодых педагогических специалистов среди всех муниципальных районов области. – У вас всего-навсего 2,9% педагога со стажем до 5 лет. Хотя я сторонник не молодых и не старых, а профессиональных кадров. Иногда бывает, что ветеран может работать еще10-20 лет не хуже молодого. Но вместе с тем мы понимаем, что без молодых кадров не обойтись. Эта проблема будет решаться несколькими способами: за счет роста заработной платы, разработки и реализации различных программ, в том числе и жилищной: строительство учительских домов, льготное ипотечное кредитование. Я думаю, все это сыграет свою положительную роль. Людмила НИЧКОВА | |
Просмотров: 986 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |