17:28 В музее обсудили пути сохранения наследия старых каслинских мастеров чугунных дел | |
Каслинский историко-художественный музей представил новый проект «Бессмертно дело, непрерывна нить». Мероприятие, состоявшееся 18 октября, было посвящено сохранению традиций каслинского художественного литья и собрало в стенах музея людей, непосредственно в этом заинтересованных.
Татьяна Двойникова заинтересовалась выставкой работ Среди приглашённых гостей были преподаватели и студенты Каслинского промышленно-гуманитарного техникума, начальник Управления культуры администрации Каслинского муниципального района Челябинской области, руководители двух предприятий, выпускающих художественное литьё, скульпторы, чеканщик, преподаватель детской школы искусств. Открывая мероприятие, директор музея Валентина Андриянова представила всех собравшихся за круглым столом и пригласила гостей к открытому диалогу на тему «Сохранение традиций и вызовы времени». Что нужно, чтобы состояться как скульптор, как чеканщик, как литейщик? Что необходимо сделать, чтобы молодые пришли в этот промысел и продолжили его развивать? Начальник управления культуры Светлана Злоказова, посетовав, что профессии, связанные с промыслом художественного литья, потеряли интерес в глазах молодёжи, одновременно выразила надежду на то, что совместные действия управлений образования и культуры позволят возродить имидж литейного дела. – Не случайно, наверное, в Каслинском муниципальном районе утверждена постановлением администрации целевая программа, – сказала Светлана Юрьевна, – она так и называется «Содействие повышению положительного имиджа профессий по изготовлению каслинского художественного литья». Как сохранить традиции мастеров чугунных дел, повысить престиж профессий и снизить дефицит рабочих кадров на предприятиях данного профиля? Эти вопросы стали основной темой для обсуждения. Куратор данного музейного проекта Галина Кашапова, направляя беседу в нужное русло, отметила, что успеху каслинского художественного литья всегда содействовало то, что во главу угла в нашем городе ставилось образование специалистов. Сделав небольшой обобщающий экскурс в историю, она наиболее подробно остановилась на преемнике всех ранее существующих образовательных учреждений, которые внесли свой вклад в развитие промысла художественного литья. Летописцы промышленно-гуманитарного техникума считают, что его история началась в 1922 году, когда на Каслинский завод приехал Константин Александрович Клодт и организовал школу мастеров художественного литья. Собственно, само ремесленное училище № 18 было открыто в 1941 году, а с 1943 года в нём началась подготовка специалистов художественного литья. Преимущество при зачислении на обучение отдавалось детям и внукам старых мастеров. Подготовкой профессионалов в разные годы занимались Лукьянов, Аникин, Зобнин, Изотов, Игнатьев. Перейдя от известных преподавателей к не менее прославленным ученикам, Галина Кашапова рассказала, что из стен училища вышли Гилёв, Пряхин, Стихин, Михайлов, Катаев. Чтобы не порвалась цепочка преемственности и передачи мастерства из рук в руки, немаловажная роль, помимо подготовки специалистов, отводится в училище, с 2011 г. переименованном в техникум, профориентационной работе. Об этом рассказала преподаватель спецдисциплин по изготовлению художественных изделий, а ныне директор музея промышленно-гуманитарного техникума, Зоя Дмитриева. Выбор профессии, несомненно, является одним из самых важных факторов, определяющих всю дальнейшую судьбу человека. Вызвать интерес у молодёжи к тому или иному делу, найти правильную мотивацию – в этом заключается задача опытного педагога, помогающего школьникам старших классов сделать самостоятельный выбор в пользу той или иной профессии. И, всё-таки, возвращаясь к художественному литью, почему люди приходят в этот промысел? Отвечая на вопрос, в диалог включились студенты техникума, обучающиеся по специальности декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Александр Бобин третий год учится на чеканщика, и ему это нравится. Когда встал вопрос выбора дела, которым бы он хотел заниматься, Саша долго не раздумывал. Его отец, тоже окончивший когда-то училище № 18, долгие годы работал формовщиком на заводе, и Александр ещё до учёбы в техникуме пробовал самостоятельно изготавливать небольшие изделия. Как оказалось, преемственность стала определяющим фактором при выборе профессии не только для Александра Бобина. Продолжателем семейной традиции выступил потомственный чеканщик Юрий Двойников, отец которого в 50-е годы был в числе тех, кто восстанавливал Каслинский павильон, представленный в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Юрий Геннадьевич увлекательно рассказал о тонкостях чугунного промысла, который невозможен без тесного взаимодействия скульпторов, чеканщиков и формовщиков. Продолжателем дела отца, деда и прадеда является также и генеральный директор литейного производства «Катышев и наследники» Александр Катышев. У скульптора Натальи Сохненко любовь к творчеству тоже была заложена с генами – в семье хорошо рисовали отец и бабушка. Наталья Андреевна увлекательно рассказала о том, как она пришла в эту профессию, как осталась в ней, сохраняя в душе романтику самого процесса воплощения изделия – от глины до чугуна. О востребованности своей профессии и сложностях, которые возникают в процессе трудоустройства и поиска заказов, рассказали скульпторы Елена Зимина и Наталья Куликова, удостоенная в 2015 году Почётного звания члена Союза художников РФ. В продолжение темы генеральный директор ООО «Каменный пояс» Кирилл Мурашкин заметил, что, конечно, не все из обучающихся ныне по специальности декоративно-прикладное искусство и народные промыслы станут профессионалами, но при желании и терпении можно добиться определённых успехов в профессии. Подчеркнув, что конкуренция в литейном производстве большая, даже в Каслях, и хорошие мастера всегда востребованы, Кирилл Николаевич выразил готовность принимать студентов на своё производство не только на практику, но и на работу, при условии, что они будут относиться к делу с душой и пониманием, стараясь постичь все тонкости профессии. Надо сказать, что разговор, в целом, вышел не только заинтересованным, оживлённым, но и продуктивным. В ходе круглого стола были высказаны предложения, которые после доработки, возможно, будут включены в новую целевую муниципальную программу по содействию повышению положительного имиджа профессий, связанных с изготовлением каслинского художественного литья. Любовь САФАРОВА ПРЯМАЯ РЕЧЬ Галина КАШАПОВА: – В рамках данного проекта мы открываем выставку «Первый шаг в искусство», где представлены дипломные работы выпускников Каслинского филиала Челябинского политехнического техникума. Когда мы готовили эту выставку, складывалось впечатление, что это островок несбывшихся надежд, потому что многие скульпторы не смогли реализоваться в профессии. Но при подготовке круглого стола выяснилось, что некоторые из них продолжают работать. Кроме того, отрадно отметить, что воспитанники детской школы искусств тоже имеют реальные изделия, воплощённые ими в чугуне, их работы также представлены на выставке. И это вселяет надежду на то, что наш промысел будет жить и развиваться. | |
Категория: Культура | Просмотров: 908 | |
Всего комментариев: 0 | |