15:35 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ | |
24 февраля 2011 года в Законодательном Собрании Челябинской области Михаил Юревич выступил с докладом о социально-политических итогах 2010 года.
Это первое послание Михаила Юревича в должности губернатора региональному парламенту. Помимо депутатов на выступление были приглашены главы муниципальных образований, а также председатели районных собраний депутатов. В зале присутствовало девяносто представителей средств массовой информации. Выступление Михаила Юревича продлилось около получаса. Глава региона подвел социально-политические итоги 2010 года, затронул меры социальной поддержки населения, модернизацию экономики региона, инвестиционные процессы. Губернатор обозначил ряд задач, которые необходимо решить для более эффективного развития Челябинской области. В своем выступлении Михаил Юревич остановился на основных, на его взгляд, итогах и задачах. Политические изменения 2010 года совпали с позитивными посткризисными процессами в экономике. Практически по всем отраслям реального сектора наметился устойчивый рост. В промышленности по итогам года он закрепился на уровне 12 процентов. Внешнеторговый оборот превысил в 2010 году семь миллиардов долларов. Во многом вследствие этого более сбалансированным стал консолидированный бюджет области. Он вырос на 40 процентов и составил почти 86 миллиардов рублей. Это позволило сохранить статус региона с ярко выраженной социально направленной политикой. Власть нигде не отступила от принятых социальных обязательств. Они объемны и превысили в 2010 году 18 миллиардов рублей. Основные средства идут на поддержку ветеранов, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, детей-сирот. Область первой в Уральском федеральном округе выполнила поручение Президента Дмитрия Анатольевича Медведева обеспечить жильем ветеранов Великой Отечественной войны. На покупку более тысячи двухсот квартир потратили один миллиард двести миллионов рублей. Кроме того, область выделяет деньги на ремонт жилья ветеранов и газификацию их домов. На обе эти статьи расходуется около ста миллионов рублей. Наша область традиционно помогает многодетным семьям собрать детей к учебному году, делая выплаты из расчета 3000 рублей на одного ребенка. Девяносто тысяч малоимущих семей в прошлом году получили субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Свыше миллиарда восьмисот миллионов рублей направлено на поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Будет продолжена поддержка семей, которые берут детей на воспитание. Например, в этом году нашли возможность на 10 процентов повысить зарплату приемным родителям. Стоимость мер социальной поддержки ветеранов труда в Челябинской области составляет 785 рублей на человека в месяц. В то же время в соседней Свердловской области – только 600 рублей, а в Башкирии и вовсе чуть больше ста рублей. При этом во многих регионах, если не сказать в большинстве, такой категории льготников больше нет в принципе. Во всяком случае, закон о ветеранах труда в Челябинской области — самый либеральный в стране. Он присваивает льготный статус почти в автоматическом режиме. На оплату льготного проезда людей с ограниченными физическими возможностями в пригородном транспорте расходуется около 118 миллионов рублей. Наконец, ежегодно на оказание материальной помощи жителям области, которые оказались в трудной жизненной ситуации, выделяется более двадцати миллионов рублей. Сюда входит оплата дорогостоящего лечения, оказание помощи погорельцам и прочие расходы. Конституция России закрепляет социальный характер нашего государства. В то же время зачастую необоснованный рост числа льготников в прежние годы привел к тому, что в Челябинской области различные пособия сейчас получают более миллиона человек. То есть фактически треть населения региона. И число получателей только растет. Для многих гораздо важнее был бы достойный заработок. Задача — создать для этого необходимые условия. В 2010 году наметилась важная тенденция в инвестиционном процессе. В течение многих лет доля собственных средств предприятий составляла две трети объема инвестиций. В прошлом году она снизилась до половины общего объема. Но ввод новых мощностей на ММК, ЧТПЗ, ЧМК показывает, что предприятия не стали вкладываться меньше. Просто стало больше новых инвесторов, готовых, что называется, «с нуля» выстроить производство и дать нашим землякам работу. Есть проблемы, которые тормозят инвестиционный процесс и обновление экономики. Одна из них — кадровая. Впервые за много лет в области резко вверх пошла горнодобывающая промышленность — 27 процентов роста. Но мешает большой дефицит специалистов высшего и среднего звена. Одна из стратегических отраслей, реальная точка роста в экономике, оказалась в стороне от учебных заведений области. Ближайший центр подготовки специалистов в этой сфере расположен в Екатеринбурге. В схожей ситуации — жилищное строительство. Здесь лучше с кадрами, если не считать отсутствия собственной архитектурной школы. Наши самые амбициозные градостроительные проекты бледно смотрятся на фоне тех, которые реализуются у соседей. Впрочем, даже потребность в овощеводах область вынуждена закрывать за счет китайских мигрантов. И это крайне удивительно при наличии собственного аграрного университета. Необходимо принципиально пересмотреть систему образовательного заказа. Свое слово здесь должны сказать потенциальные работодатели. А игроки образовательного рынка – пересмотреть свою эгоистичную позицию. Хватит думать только о прибылях от штамповки дутых специалистов! Еще один важный момент. Для построения новой экономики важно задействовать, наконец, творческий потенциал молодежи. Прежде всего – в научно-технической сфере. Молодые люди сегодня ищут возможности для самовыражения, самопрезентации. Но нередко сталкиваются с пренебрежением к их изобретениям, рационализаторским идеям. Как минимум требуется общеобластная выставочная площадка и постоянно обновляемый банк данных изобретений. Необходимо пересмотреть систему грантов и поощрений – в пользу направлений, в которых область нуждается наиболее остро. Особый акцент сделан на сельском хозяйстве и переработке, где будет реализован каждый третий инвестпроект. В ближайшие годы реально удвоить производство мяса птицы. А в среднесрочной перспективе – выйти на 450 тысяч тонн. Такая задача поставлена. Равно как и увеличение надоев до пяти тысяч литров молока с коровы в год. Область может и должна стать одним из крупнейших производителей продуктов питания. Область приступает к реализации концепции обновления ЖКХ. Это целый комплекс программ по реконструкции инженерных сетей, водоснабжения, газификации, переходу к эффективным и экономичным источникам тепла. «Дорожная революция», которая в прошлом году вышла за пределы Челябинска, продолжится в объемах, на которые позволит рассчитывать консолидированный бюджет и помощь федерального центра. Вложения в объеме 7-8 миллиардов рублей в год будут, пока асфальт не придет даже в самые отдаленные села, пока окончательно не будет обеспечена транспортная доступность ключевых экономических центров и агломераций. Это принципиальное условие для развития экономики области. Безусловно, сместятся акценты. Уже сейчас особое внимание уделяется благоустройству. После ухода строительной и дорожной техники обновленные городские магистрали нужно одеть в зелень. Привести в порядок прилегающие улицы, кварталы, дворы. В прошлом году на уровне муниципалитетов опробована новая схема финансирования программ по благоустройству. Выделение денег пропорционально числу жителей — это жесткое правило, которое дает муниципалитетам возможность заранее планировать будущие работы. В прошлом году вдвое увеличился объем финансовой помощи на решение неотложных местных проблем. Не менее важна среда социального комфорта и благополучия. В прошлом году в области введен в эксплуатацию ряд крупных объектов здравоохранения. С начала этого года регион в числе первых в России начинает большую работу по модернизации этой сферы. Объем финансирования превысит 11 миллиардов рублей. Должны быть обеспечены доступность и качество государственных и муниципальных услуг. Об этом подробно говорилось в январе на президентском Совете по местному самоуправлению в Оренбурге. На сегодня в области по принципу «одного окна» действуют 7 многофункциональных центров. В текущем году откроется еще столько же. Головной центр общей площадью не менее 10 тысяч квадратных метров появится в Челябинске. На него централизованно будет «завязана» вся система оказания муниципальных и госуслуг в регионе. Еще один немаловажный и даже приоритетный вопрос связан с обеспечением безопасности земляков. На входе в аэропорты и вокзалы должен вестись личный досмотр. На подступах к любым объектам, которые могут представлять интерес для террористов, должно быть установлено видеонаблюдение. Не исключение здесь и торгово-развлекательные центры, где людей бывает особенно много. Особого внимания требует безопасность детей. До начала нового учебного года должны быть оборудованы тревожными кнопками все школы в Челябинске и других крупных городах области. Кроме того, полезно привлечь к организации безопасности образовательных учреждений лучших сотрудников правоохранительных органов, которые высвобождаются в ходе реформы МВД. Они могли бы работать заместителями у директоров школ, курируя вопросы безопасности. Министерство образования и науки области должно этим предметно заняться. Чего мы ждем от 2011 года? Прежде всего, эффективной работы по реализации плана мероприятий по посланию президента, всех целевых программ и заявленных проектов. Итогом текущей работы должно стать восстановление докризисных показателей во всех отраслях экономики и в финансовой сфере. В текущем году предстоит подготовка к проведению в Челябинске чемпионата Европы по дзюдо. Это редкая и уникальная возможность показать миру потенциал нашего региона, и не только спортивный. Также на высоком уровне должны пройти мероприятия, посвященные 275-летию Челябинска. В конце года предстоят выборы в Государственную Думу. Несмотря на федеральный характер кампании, ее итоги покажут степень доверия и к другим уровням власти. Олег НАДЕЖДИН Отчет губернатора прокомментировали руководители района Александр Васильевич Коробейников, глава Каслинского района: – Отчет главы исполнительного органа власти перед депутатским корпусом Законодательного Собрания является, несомненно, знаковым событием для Челябинской области. Михаил Юревич обозначил ряд задач, которые необходимо решить для более эффективного развития региона. Одним из которых должно стать превращение области в регион, комфортный для проживания, а это значит — обновление жилищно-коммунального хозяйства, продолжение строительства и ремонта дорог, благоустройство дворов и улиц. В прошлом году мы уже ощутили весомую финансовую поддержку на эти цели со стороны области. Финансирование продолжится и в этом году. Приятно осознавать, что распределение финансовых средств из областного бюджета теперь будет зависеть не от принципа «кто больше попросит», а от количества населения на той или другой территории. Я считаю, это более справедливый подход к решению данного вопроса. Разделяю решительность губернатора избавиться от неэффективных источников теплоснабжения. В прошлом году область оказала нам финансовую поддержку, и мы сумели приступить к модернизации одной из котельных в районе. Думаю, что после окончания всех необходимых работ мы получим долгожданный экономический эффект и таких больших долгов по газу у нас уже не будет. Что касается социальных обязательств, в частности, льготных выплат, то здесь я также во многом согласен с губернатором. Хочу уточнить, что в докладе речь шла не о сокращении льгот, а о возможности пересмотра системы их распределения. Михаил Валериевич точно заметил, что «эффективность социальной защиты определяется не только размером социальных выплат, но и качеством социальных услуг». Надо, чтобы люди зарабатывали. У нас же количество получающих пособие по безработице растет с каждым годом. На самом деле работа есть, просто люди не хотят работать, а некоторые умудряются и пособие получать, и подрабатывать. Необходимо строже подходить к присвоению статуса льготника. Среди приоритетных направлений, обозначенных губернатором на 2011 год — привлечение инвестиций в экономику области. Он и сам делает все возможное, чтобы привлечь инвесторов на территорию Челябинской области, и нас – глав, заставляет активнее работать в этом направлении. Не у всех это получается. У нас в этом плане неплохие перспективы и, я уверен, что наш район будет динамично развиваться, а позитивная работа администрации и депутатского корпуса — радовать наших жителей. Николай Михайлович Гвоздев, председатель Собрания депутатов Каслинского района: – Прослушав отчет губернатора в Законодательном Собрании области, я был удовлетворен тем, что сохранена преемственность по социальной направленности. Если говорить о тех итогах, которые были достигнуты новым правительством в 2010 году, безусловно, стоит отметить «дорожную революцию» в области. Это направление работы продолжится и в 2011 году. Губернатор подчеркнул в своем выступлении, что «асфальт придет в самые отдаленные села региона». Конечно, эта работа рассчитана не на один год. Тем не менее, во всех поселениях муниципального района должны быть отремонтированные и вновь построенные хорошие дороги, а также благоустроенные дворы. Модернизация в сфере здравоохранения — еще одно направление, над реализацией которого нам предстоит работать. Планируется большой объем финансирования из федерального и областного бюджетов на капитальный ремонт учреждений здравоохранения. Надеемся, что определенную сумму средств на эти цели получит и наш район. Вся работа, которую требуют сегодня губернатор и правительство по подготовке соответствующих документов, Каслинской центральной районной больницей проведена. Михаил Юревич отметил начавшееся послекризисное оживление экономики в Челябинской области и в то же время обратил внимание на пустующие производственные площади. У нас, кстати, тоже такие есть, где все еще «гуляет ветер». Не обошел стороной глава региона и злободневную тему ЖКХ. Это перевооружение неэффективных котельных, обновление инженерных сетей, снос ветхо-аварийного жилого фонда. Задача администрации Каслинского района, как хозяйственного органа, активно включиться в этот процесс. По многим направлениям у нас уже есть свои наработки. Людмила НИЧКОВА | |
Просмотров: 1441 | |
Всего комментариев: 0 | |