08:59 Каслинский преподаватель размышляет об итогах зонального конкурса исполнителей на народных инструментах | |
23 марта в зале Детской школы искусств г. Касли Челябинской области состоялся очередной ежегодный зональный конкурс исполнителей на народных инструментах. Вот уже 12-й раз к нам съехались лучшие учащиеся детских школ искусств и музыкальных школ из городов и сёл — Карабаша, Кыштыма, В.Уфалея, Снежинска, Озёрска, Кунашакского и Каслинского районов. Всего участвовало более 50-и мальчиков и девочек.
Андрей Конников, Сергей Яскин, Юлия Ахлюстина, Саша Челяпин, Регина Шайхисламова, Андрей Бабошин и Никита Банных — победители конкурса имени Н. Ф. Зацепина Традиционно конкурс был посвящён каслинскому музыканту-самородку Н. Ф. Зацепину, отдавшему 35 лет своей жизни делу музыкального воспитания в нашем городе и районе. На конкурсе были представлены баянисты, аккордеонисты, домристы, балалаечники и гитаристы. Требовалось исполнить два разнохарактерных произведения, одно из которых желательно было бы в обработке на народную тему. Жюри возглавлял Заслуженный артист России, композитор, зав. отделением «Музыкальное искусство эстрады» Озёрского Государственного колледжа искусств А. В. Михайлов. Также в жюри были С. А. Коренева, заведующая отделением народных инструментов, и преподаватель по классу гитары О. А. Усова этого колледжа. Все учащиеся были разделены на возрастные группы. Самому младшему было всего 6 лет, это гитарист из г. Снежинска Илья Кравцов (преп. С. Кравцов). Его возраст не помешал получить диплом 1-й степени. Самым старшим был баянист из Кунашака Вильям Халиуллин (преп. З. Хижняк), ему уже исполнилось 16 лет. В его исполнении отлично прозвучали обработки татаро-башкирских мелодий, за что также получил диплом 1-й степени. Честь нашей школы защищали семь учащихся. К нашему полному удовлетворению все семеро получили призовые места и были награждены дипломами разных степеней. Гитаристы Никита Банных (преп. В. В. Блинов) – диплом 2-й степени, и Андрей Конников (преп. Н. В. Ежова) – диплом 1-й степени. Домристы Юля Ахлюстина и Регина Шайхисламова (преп. И. Г. Варганова) получили дипломы 3-й степени. Баянисты (преп. Н. П. Татарников) Андрей Бабошин – диплом 2-й степени, Саша Челяпин – диплом 3-й степени, и Сергей Яскин удостоен звания дипломанта. В целом, из общего количества участников конкурса, результаты нашей школы можно считать вполне приличными. Однако при подведении итогов конкурса председатель жюри отметил с сожалением о снижении качества исполнительского мастерства, особенно в младших классах, в сравнении с прошлыми годами. Такая тенденция озадачивает и нас, преподавателей. Размышляя о причинах такого явления, невольно приходим к неутешительным факторам нашей действительности, и особенно настораживает нас подрастающее поколение. Падение былых устоев нравственности просто ужасает. Мы уже перестали удивляться, когда школьники, причём и в младших классах, общаясь между собой применяют, мягко говоря, нецензурную лексику, курят и даже с банкой пива вызывающе огрызаются на замечания взрослых. Любовные охи-ахи не ассоциируются у них, как любовь к родному краю, к чтению книг, к природе. Музыкальные пристрастия ограничиваются низкопробными рэпами, попсухами и прочей похабщиной, где нет ни мелодии, ни гармонии, ни формы, то есть то, без чего музыка не мыслима вообще, а тем более хорошая музыка. Настоящим бедствием стало повальное и бесконтрольное увлечение компьютерами и другими гаджетами. Всё это крайне негативно сказывается на духовно-нравственном воспитании нашей молодёжи. Здесь я позволю себе процитировать печально известные тезисы, произнесённые А. Даллесом в 1945 году на совете по Международным отношениям (СМО) в присутствии ярого антисоветчика, президента США Гарри Трумэна. «Окончится война, кое-как всё утрясётся, устроится. И мы бросим всё, что имеем, – всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей… Литература, театр, кино – всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и подымать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности… И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества… Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов…». (См. серию книг «Судьба Отечества», изд. Патриот. Г. Челябинск. Г. И. Торбеев, П. Г. Свешников. Сталин верховный главнокомандующий (стр. 38—39)). Вот такую доктрину предлагал господин А. Даллес против СССР ещё в 1945 году. И кое в чём его последователи преуспели и продолжают насаждать чуждый нам приоритет духовно-нравственных ценностей. Этому необходимо ставить надёжный заслон, и бороться с таким злом надо всем миром, планомерно, продуманно и системно. Немалую лепту в работу могут и должны внести работники культуры. Лучшие образцы художественно-исполнительского мастерства безусловно оказывают существенное и весьма положительное воздействие на слушательскую аудиторию, но таких примеров, к сожалению, не так много, как хотелось бы. Совсем не так давно мне довелось увидеть и услышать на нашем «круглосуточном» «Касли-информ» сюжет выступления школьников. Смотрел я не всё, только эпизоды. Вытерпеть всю эту передачу трудно, если не ошибаюсь, её крутили не один час. Песни, которые там пели, с трудом можно было определить только по словам. Под невнятный шум фонограммы прослушивались слова выкриком, ни мелодии, ни какой-либо интонации и уж, конечно, никакой динамики, посредством чего, собственно, и создаётся музыкальный образ, способный пробудить лучшие качества души человеческой. Видно было, что участников такого «хОРА» всё устраивало, им было весело, все смеялись. Может быть, я здорово отстал от современного понимания подобных «развлекух» и то, что нам преподносит телевидение, является нечто важным и нужным? Очень даже сомневаюсь! Для музыканта такие понятия как «Хор», «Ансамбль», «Оркестр» являются святыми, именно в этих словах заключается настоящее искусство, способное по-настоящему сделать человека духовно богаче. Если уж копировать модные телепроекты, то это надо делать качественно, а для этого нужно отдать немало времени и под силу такое квалифицированному педагогу-музыканту. И такие у нас, конечно же, есть. Нас всегда радуют своим творчеством коллективы ДК с. Береговой, ДК с. Булзи, ДК и ДШИ с. Тюбук, ДК п. Вишневогорск и, конечно, ДК им. Захарова, а также ДШИ г. Касли. Может, не всё, но самое яркое и талантливое хотелось бы почаще видеть на нашем телевидении. Хотелось бы ещё затронуть одну, но трудноразрешимую проблему. А проблема эта называется «ПОКАЗУХА». За этим словом скрываются явления неприглядной действительности. Уж очень много показушного у нас в жизни. На всю страну публично с голубых экранов объявили, что среднемесячная зарплата у преподавателей составляет 35 тысяч рублей. Я немало знаю преподавателей, и сам преподаватель с большим стажем, таких денег мы и близко не получаем. Во всех отчётах, на всех торжествах принято говорить только о хорошем. Грамоты, цветы, награды, премии и т.д. Это хорошо и, думаю, это правильно, хоть какая-то радостная отдушина. Однако и здесь нас преследует, если не ложка, то уж точно капля дёгтя. Годами протекают крыши прямиком на головы терпеливых посетителей, драный линолеум на полах, шторы ходят ходуном от ветра на столетних окнах, в классах зимой холодно. Можно ещё перечислять, но и этого достаточно, чтобы понять, в каких, прямо скажем, непростых условиях работники культуры отдают своё тепло, свой талант и знания благодарному зрителю. Немало показушного и в конкурсной гонке за дипломами, особенно всероссийского и международного статуса, которые организуются, как правило, на коммерческой основе. Не редки случаи, когда участник, являясь обладателем грамоты или просто диплома конкурса местного значения, выезжая на Международный, становится лауреатом высокого статуса. И ничего, зато в отчётах звучит весомо. По большому счёту участие в любом конкурсе – это хороший стимул для повышенного интереса к занятиям музыкой и неважно, кто выделяет для этого деньги: родители, спонсоры или муниципалитет. Однако специалисты предостерегают – работая над конкурсной программой, слишком много времени отдаётся одним и тем же пьесам (иногда месяцами и даже годами играется одно и то же), в ущерб освоению более широкого репертуарного списка с различными видами техники. В этом плане увлечение конкурсоманией негативно сказывается на темпах роста исполнительского мастерства. Прошедший конкурс не имеет статуса всероссийского или международного, но он имеет свой статус в рамках профильного музыкального образования среди учащихся музыкальных школ и школ искусств. В отличие от конкурсов на коммерческой основе, которых в изобилии, в том числе и международных, на профильных конкурсах требуется не только показать исполнительскую культуру, но также необходимо выполнить программные требования, например оценивается технический уровень подготовки — виртуозность, исполнение кантилены, полифонии, умение раскрыть жанр, стиль, продемонстрировать артистизм и т.д. Далеко не каждому участнику удаётся с такими задачами справиться в полной мере и далеко не каждый становится лауреатом. В этом конкурсе, например, никто не удостоен диплома Гран-при. Совершенно очевидно, что подобные конкурсы являются нелёгким испытанием и для участников, и для их наставников. В заключение хотелось бы выразить надежду и оптимизм на будущность нашей профессии, понимая, что от нас – преподавателей и наставников – зависит очень многое. Надо помнить, что, отнимая драгоценное время детства и юности у наших воспитанников, мы должны адекватно компенсировать это, обогащая их духовный мир, прививая понимание и любовь к настоящей музыке на долгие годы. Н. П. ТАТАРНИКОВ, преподаватель ДШИ г. Касли, ветеран труда | |
Категория: Культура | Просмотров: 1364 | | |
Всего комментариев: 0 | |