10:28 Cкульпторы своей жизни | |
От стенгазет и транспарантов — до картин, художественного литья и... ИисусаВ.Н. Зобнин и А.А. Лукьянов — ученики скульптора Горского, участники Великой Отечественной войны, после войны вернулись снова в город Касли, оба поступили работать в ремесленное училище, один преподавал чеканку, другой учил рисунку и лепке. Воспитали и обучили молодежь промыслу каслинского художественного литья, да так, что Касли обзавелись своими чугунолитейными мастерами – Гилевым, Блиновым, Пряхиным, Агеевым…На выставке «Энергия жизни». Рассказывает Валентина Михайловна Андриянова (справа) 15 октября далекого 1962 года вышло постановление райисполкома о том, чтобы создать в городе краеведческий музей. В июне 63-го музей был открыт, в этом году он отметил 50-летие. Знаменательный для музея день – 15 октября — в этом году решено было отметить выставкой «Энергия жизни», приуроченной к 100-летию Виктора Николаевича Зобнина и 95-летию Александра Александровича Лукьянова. На выставке экспонировались работы мастеров: в чугуне, пластилине, гипсе, красках… Но об этом позже, а вначале позвольте спросить, много ли вы, дорогой читатель, знаете об этих людях? Лично я, к своему великому стыду, не знала о них, как выяснилось, почти ничего, кроме того, что Виктор Николаевич Зобнин каждую зиму лепил напротив своего дома по улице Льва Толстого больших Дедов Морозов из снега. Как все-таки в точку говорит следопыт Юрин. Мы интересуемся чем угодно, учим детей бог весть чему, но вот свое, драгоценное, то, которое рядом, часто пропускаем, забываем, машем на него рукой. Но видели бы вы, как рисовал Виктор Николаевич Зобнин! Его полотна сохранили Красногвардейское озеро – в народе Попов озерок – с памятником павшим героям, храм Вознесения Господня, бывший дом купца Хозяинова – швейную фабрику, которую в данный момент, кстати, обновляют. Эти улочки, каменный мост… Смотришь на наши родные, зобнинские задворки в шапках снега, на чернеющие сквозь его белизну маленькие домики – от всего провинциального простора и уюта, перенесенного на бумагу, а значит, увековеченного, хочется воскликнуть, как поэт Хлебников: «Русь – ты вся – поцелуй на морозе!». Вот именно так рисовал – прошу заметить! – скульптор! Картины Зобнина я впервые увидела на выставке «Энергия жизни». Его чугунные отливки: Ленин, Чапаев, «Гармонист», «Железнодорожник» – выставлялись и в Челябинске, и на выставке достижений народного хозяйства СССР. Картина Зобнина Александр Александрович Лукьянов для тиражирования в чугуне создал несколько десятков скульптурных произведений, в том числе в гипсе и пластилине. Отлили в чугуне «Серебряное копытце», «Хозяйку медной горы», «Горниста». Есть в эталонной мастерской завода и модель Пушкина. Не были отлиты портрет Некрасова и маска Черномора, еще – «Скрипачка», «Институт ученичества» и другие. Валентина Михайловна Андриянова, директор музея, рассказала на выставке много интересного. Страсть к рисованию привела Лукьянова и Зобнина к Николаю Николаевичу Горскому, который по просьбе каслинских мастеров художественного литья, с которой они обратились к Максиму Горькому, приехал к нам на Каслинский завод в конце 1935 года. Виктор Зобнин и Александр Лукьянов поступили в школу мастеров. Горский проработал в Каслях до 1939 года. Учась у него, Зобнин и Лукьянов начали с наглядной агитации: украшали Каслинский завод и поселок, делали праздничные транспаранты, лозунги на демонстрации и митинги, оформляли стенгазеты. На выставке демонстрировались уникальные фотографии 30-х годов. Вот Александр Александрович с молодежью на фоне Эрмитажа в Ленинграде, вот скульптуры, которые выставлялись в 57-м году на первой международной выставке в Брюсселе, где наше Каслинское училище №18 принимает участие, получает за «Лесопосадчицу» Гилева и «Юного садовода» Аникина бронзовую медаль. Что и говорить, по ученикам труд учительский виден! Все скульптурные и художественные работы Зобнин и Лукьянов творили и до войны, и особенно после. Теперь их коллекция, сохраненная по крупицам – ценность и память истории города. Александр Александрович Лукьянов с учеником Надо сказать, что если Виктор Николаевич Зобнин посвятил себя живописи и скульптуре, то Александр Александрович Лукьянов последние годы жизни занимался камнем, его огранкой. Переехав жить в соседний Снежинск, он стал облицовщиком зданий. Мастер вошел во вкус, стал изучать каменную материю яшмы, мрамора, змеевика, агата, кварцевые породы камней его интересовали. Он долго осматривал каждый поделочный материал, примерялся, потом аккуратнейшим образом разрезал его, и внутри, на разрезах, если улыбалась удача, можно было обнаружить целые, уже нарисованные природой, картины. Валентина Михайловна Андриянова, знавшая мастера, будучи у Лукьянова в гостях, сама видела разрезанный им большой камень, породы камня вспомнить не может, но предполагает, что камень содержал слюду, так как имел глянцевый вид, внутри него проглядывались очертания Иисуса с распростертыми руками. Александр Николаевич Блинов, будучи учеником Лукьянова и Зобнина, на выставке своих наставников в нескольких словах изложил практически всю свою жизнь – она была связана с талантливыми нашими скульпторами с сорок восьмого года, когда Сашу Блинова определили в группу чеканщиков художественного литья. Лукьянов на своих уроках и одной минутки не позволял ученикам сидеть праздно. «Руки заняты глиной, а уши-то свободны!». Благодаря учительской любви к истории живописи,Блинов сам ее полюбил, и уже в армии, в Москве, при первой же возможности побежал в Третьяковку. Виктор Николаевич Зобнин Благодарность своим преподавателям на выставке выражали другие их ученики: Николай Васильевич Агеев, Зинаида Михайловна Иванова, преподносили памятные подарки музею многочисленные гости: книги, скульпторские инструменты… Пригласили на выставку сотрудники музея Александра Анатольевича Лукьянова – племянника скульптора, который живет в Снежинске. Он рассказал, что его дядя родом из села Ананьево, Ивановской области. Дед Лукьянов (дедушка нашего скульптора) выполнял заказы Его императорского Величества по строительным и отделочным работам, участвовал в кругосветной экспедиции на царской яхте «Штандарт» с великим князем Константином, имел неплохой заработок. У них был хороший дом, а от путешествия с князем Константином у деда были золотые именные часы. Когда началась коллективизация, деда раскулачили. Старшего Лукьянова ждала Воркута, но в Челябинске он спрыгнул с поезда. Зная в Каслях очень дальних родственников, пешком в самую глухую волчью пору пришел сюда, и через три года нашел возможность дать бабушке весточку, что жив, и она со всей многодетной оравой приехала. Так началась новая жизнь. Очень здорово проходили в доме Лукьяновых долгие зимние вечера: тягуче и щемяще лились песни женщин, им подыгрывал на гармошке «дядя Саша» – Торокин, который жил с семьей напротив. Александр Лукьянов играл на скрипочке… Александра Лукьянова схоронили, как он завещал, в Снежинске, рядом с женой, скромный обелиск стоит на его могилке, маленькая фотография, он не очень любил фотографироваться, а «добрый волшебник кисти» Виктор Зобнин покоится на кладбище в родных Каслях. Анна ТЕБЯКИНА Александр Александрович Лукьянов с учеником Виктор Николаевич Зобнин Картина Зобнина На выставке «Энергия жизни». Рассказывает Валентина Михайловна Андриянова (справа) | |
Категория: Культура | Просмотров: 2239 | | |
Всего комментариев: 0 | |