По крайней мере, одна из двух российских бед снова в центре внимания если не всей общественности, то значительной её части. Речь идёт о дорогах, вернее, о плате за них. На различных форумах в интернете, в средствах массовой информации, в разговорах обсуждается постановление Правительства «О взимании платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн».
Дата начала действия этой нормы – 15 ноября. Размер платы, составляющий 3,73 руб. за 1км. пройденного пути, был снижен до 1,53 руб. Льготный тариф будет действовать до 29 февраля 2016 года, а затем до конца 2018 года будет введён коэффициент 0,82, что в пересчёте на рубли составляет 3,06 руб. Производить оплату водители смогут, зарегистрировавшись в специально созданной для этого системе «Платон» (от «плати за тонну»). После регистрации каждый водитель получит в безвозмездное пользование бортовое устройство на базе ГЛОНАСС/GPS, которое будет фиксировать движение транспортного средства и в автоматическом режиме передавать данные для расчёта оплаты. Произвести оплату можно также по разовой маршрутной карте до начала поездки.
Для контроля оплаты на дорогах планируется установить около 500 рамочных конструкций с навесным оборудованием, а по трассам будут курсировать специально оборудованные машины, следящие за крупногабаритным транспортом. Сведения о тех, кто не оплатил проезд, будут передаваться в ГИБДД. Штрафы предусмотрены немалые: для водителей – 5000 руб., для индивидуальных предпринимателей – 40000 руб., для юридических лиц – 450000 руб.
Для уточнения информации я поинтересовалась у начальника отдела ГИБДД Александра Козлова, действует ли уже система штрафов, и как дела обстоят в Каслинском районе. Он ответил, что никаких инструкций по данному вопросу ещё не получал, штрафы пока не взимаются.
По всёй стране по разным данным насчитывается 1,5-2 миллиона грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой свыше 12 тонн. Уже подсчитана планируемая прибыль от взимания платы за проезд с них. Сумма составит около 50 млрд. рублей в год. В прессе муссируется мнение, что вслед за тяжеловесами оплачивать проезд обяжут и менее тяжёлые грузовики, и что больше половины субъектов РФ уже подали заявки в Росавтодор на право взимания платы за проезд по региональным дорогам. Неразберихи много. Много непонимания и вопросов вызывает у водителей функционирование системы «Платон», которую изобретательные умы на форумах уже переименовали в «Плут он».
В Каслинском районе, если брать в масштабах всей страны, тяжёлых фур немного. Но они есть, им приходится ездить по федеральным трассам. Было интересно узнать, как местные владельцы большегрузов относятся к данному нововведению.
Евгений Супругов:
- Машину я взял в кредит, выплатил только половину. Если мне лично придётся платить за проезд, то я просто сгорю, потому что у меня нет денег. Запчасти и солярка подорожали, транспортный налог никто не отменял, я плачу в год 36000 рублей. Пока ещё ничего не ясно, посмотрим, что будет дальше, но если не смогу платить, то мне придётся продать и эту машину, и легковой автомобиль, но даже этой суммы будет недостаточно, чтобы рассчитаться с банком.
Евгений на всякий случай зарегистрировался. Бортовое устройство ему не выдали, поставили на очередь, говорит, что на сегодняшний день изготовлено всего 200 тысяч таких приборов. Полдня пытался с диспетчером составить маршрутную карту, чтобы оплатить поездку через систему «Платон», но безуспешно – пробиться невозможно, всё зависает.
Дмитрий Тарасов:
- Я считаю, что ничего страшного не случилось, может, хоть дороги лучше будут. Ездил в офис, зарегистрировался, но оплату провести пока не получается из-за сбоев в системе, которая пока не отлажена. Бортовые устройства обещают выдать через 2-3 месяца.
В собственности Дмитрия находится 3 большегрузных автомобиля. Он, так же, как и Евгений Супругов, является физическим лицом. Оба они подчёркивают, что стоимость их услуг возрастёт, и оплачивать разницу добавленной стоимости будут грузоотправители. Такса за перевозку грузов, естественно, поднимется по всей стране. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что за этим последует повышение цен на все товары, в том числе, и на продукты питания, поскольку фуры плотно задействованы и в системе сетевой торговли. Чиновники смотрят на это более оптимистично, уверяя, что цены если и поднимутся, то незначительно. Они уже подсчитали, что пакет молока, например, будет стоить максимум на 1,7 рубля дороже, чем сейчас. Это, по их мнению, неощутимое подорожание. Кто бы, в общем, сомневался? Для них, конечно, малосущественно. А для пенсионеров, которые выживают на минимальную пенсию, считая каждую копейку, подъём цен на все виды товаров – это отказ от некоторых необходимых продуктов питания и жизненно важных лекарственных препаратов. Кажется, мы отклонились от обсуждаемого вопроса, но это только на первый взгляд. Всё взаимосвязано, и в итоге взимание платы за дороги с дальнобойщиков, отразится на кошельках потребителей.
Постановление – в действии, водители – в возмущении, потребители – в ожидании.
Информация к размышлению.
Наши дороги требуют улучшения – это факт. И улучшать их надо, безусловно. Чиновники ссылаются на то, что вся Европа платит за проезд, но при этом никто не сравнивает их дороги и их уровень жизни с нашими, а было бы не лишним. По данным агентства Legatum Prosperity Index, по уровню жизни в рейтинге стран мира за 2014 год Россия занимает 61 место из 142 в списке, расположившись между Шри-Ланкой и Вьетнамом. А по уровню коррупции и эффективности управления, к слову, наша страна стоит на 115 месте.
Вернёмся к постановлению – автоматизированная система «Платон» реализована полностью за счёт инвестора, по условиям концессионного соглашения Росавтодор не вложил в её создание ни единого рубля из федерального бюджета. Чиновники разъясняют, что приход и расход средств, полученных оператором системы, будет прозрачным, все деньги поступят в федеральный бюджет. Услуги системы обойдутся государству в 10 миллиардов рублей ежегодно, с инвесторами-то надо будет рассчитываться. Те же чиновники говорили за месяц до начала действия постановления, что система протестирована и полностью готова к работе, в стране открыто 138 Центров информационной поддержки пользователей, готовых полноценно и качественно обслуживать перевозчиков. Однако опыт первых дней работы показал обратное. Отсутствие обещанных бортовых устройств, неудобства, связанные с оформлением маршрутной карты и невозможность провести платежи вызывает у водителей законное возмущение и убеждает их в том, что система «Платон» технически не готова к началу эксплуатации. Лиха беда начало, как говорится. Но пока у владельцев тяжёлых фур много непонимания и вопросов, которых, сдаётся, будет ещё больше, когда система заработает в полную силу. Широки и бескрайние просторы нашей Родины, на территории которой может разместиться, к примеру, 26 Франций или 48 Германий.
Любовь Сафарова
|