09:03 ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЪЯТИЯХ ОПТИМИЗАЦИИ | |
Для 249 сельских ребят ежедневный путь в школу начинается с автобуса
Оптимизация сети образовательных учреждений длится уже не первый год. Но до сих пор однозначного ответа, благо это или зло, нет. С одной стороны, если в деревне закрывают школу, следом сокращается местное население: люди стараются уехать в другое место, в первую очередь, для нормальной учебы детей. А вот с другой: не будет хорошей школы, у выпускника не будет широкой дороги жизни. В лучшем случае — узенькая тропинка. Учитель начальных классов Полдневского школьного филиала Галина Владимировна Филинкова и ее четвероклассники: Никита Филинков и Вова Блинов, которые новый учебный год начнут уже в Багарякской школе Нынешняя школьная оптимизация вызвана применением системы нормативно-подушевого финансирования в масштабах всей страны, экономией бюджетных средств и сокращением численности учащихся. Еще четыре года назад в сельских школах Каслинского района было порядка 1500 учащихся. Сейчас почти на 300 детей меньше. – Ежегодно число учеников уменьшается на целый класс, это 25-30 ребят. В основном уезжают сельские молодые трудоспособные семьи, – сообщил на одном из последних заседаний постоянной депутатской комиссии по социальным вопросам начальник Управления образования района Юрий Григорьевич Скулыбердин. По данным Управления образования в текущем учебном году в Береговской и Огневской школах нет 10-х, а в Воздвиженской и Шабуровской — 11-х классов. Огневская и Воздвиженская школы не смогут набрать старшеклассников и в новом 2013-2014 учебном году: двое огневских ребят, чтобы получить аттестаты о среднем образовании вынуждены будут ездить в Багарякскую школу, а в Воздвиженке из-за отсутствия учеников 10 и 11 классы вообще закроют. Сократилось и количество сельских школ. За шесть последних «оптимизационных» лет в нашем районе из 16 ликвидировано уже 7 школ. Оптимизации в первую очередь подверглись школы с очень низкой наполняемостью классов. Три школы из средних перешли в статус основных (Булзинская, Григорьевская, Маукская). Еще три — стали филиалами (Полдневская, Тиминская, Ларинская). Кроме этого, планируется приостановить деятельность Полдневского школьного филиала, где на следующий учебный год не удалось сформировать ни одного класса — в этом году в школе обучались трое детей: один первоклассник и два четвероклассника. Все они начнут новый учебный год в Багарякской школе. Чтобы сократить затраты на содержание некоторых полуопустевших школьных зданий, их стараются «уплотнить». Скажем, в Ларинский школьный филиал, где обучается 12 учащихся начальных классов, подселили библиотеку. Аналогичную работу планируется провести и в Тиминском школьном филиале, где сегодня обучается 18 ребят, а в следующем учебном году будет на 6 человек меньше. В то же время, сокращение неэффективных расходов в системе образования привело к возникновению сразу нескольких крупных проблем в сельской местности. Первая — это подвоз детей. В базовые сельские школы за образованием приезжают дети из 21 населенного пункта, всего 249 человек. Подвозят учеников 12 школьных автобусов, у трех из них истек срок эксплуатации. Помимо этого не хватает еще одного автобуса. Теплых гаражей у школ нет, автобусы круглый год стоят под открытым небом, что не продлевает им жизнь. Дети порой садятся в холодный автобус — салон не успевает прогреваться. В сильный мороз мотор просто не заведешь. Немалая беда и в состоянии межпоселковых автомобильных дорог. В большинстве своем ремонта они не видели по 5-10 и более лет. Ямы и колдобины, снегопады и метели превратили их в бездорожье. Омоложение педагогических кадров — еще одна актуальная проблема. В настоящее время с дефицитом педагогических кадров и в сельских, и в городских школах справляются за счет большого количества работающих пенсионеров. Средний учительский возраст 48 лет. Когда они уйдут из школы, работать там будет просто некому. Наибольшие проблемы из-за отсутствия учителей испытывают сельские школы района, которым не хватает учителей химии, биологии, иностранного языка, географии русского языка, математики, физической культуры, начальных классов. – Не так давно прошла проверка в Огневской школе, - делится Лариса Владимировна Рассказова, заместитель начальника Управления образования. – Не было сделано ни одного замечания, за исключением кадрового вопроса. Ни для кого не секрет, что в малокомплектной сельской школе один учитель зачастую преподает сразу несколько дисциплин. При этом в дипломе у него написано, к примеру, «учитель начальных классов». Так вот, прежде чем иметь право преподавать какие-то другие дисциплины: те же ОБЖ, ИЗО, музыку или мировую художественную культуру, он должен соответствовать квалификационным требованиям, т. е. пройти курсовую переподготовку по каждой дисциплине. Причем, если раньше ее проходили один раз в пять лет, то сейчас — один раз в три года. Конечно, в закрытии малокомплектных школ есть свой резон. Главный аргумент — повышение качества образования и эффективного использования бюджетных средств. Малокомплектная сельская школа оказалась на поверку неконкурентоспособной — ни материальной базы, ни кадров. Современная система оснащения школ ориентирована на крупные, базовые школы. Потому о судьбе ребятишек, находящихся на подвозе, вроде бы нечего и волноваться: в современной базовой школе они получат, несомненно, более качественные образовательные услуги. – Наша цель — не экономить на образовании, а эффективно использовать имеющиеся средства. Создать одинаковые возможности для получения качественного образования как городским, так и сельским школьникам, – заявляет начальник Управления образования. – Именно поэтому сейчас идет процесс укрупнения школ. И начальная, и основная, и средняя школы должны соответствовать современным нормам и действующим стандартам. Людмила НИЧКОВА | |
Категория: Образование | Просмотров: 1187 | | |
Всего комментариев: 0 | |