Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Пятница, 10.05.2024, 14:25
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS


Меню сайта

КОРОТКО

Губернатор Борис Дубровский провел областное совещание с главами муниципалитетов, в котором принял участие и глава Каслинского района Игорь Колышев. Вице-губернатор Сергей Шаль доложил о ситуации с подготовкой региона к новому отопительному сезону. В числе 24 муниципальных образований, имеющих задолженность предприятий ЖКХ более 3-х среднемесячных начислений, есть и наш район. При этом снижение задолженности за последние полгода отмечается только по одной нашей территории (в 1,1 раза).



В окрестностях Миасса, на территории горнолыжного курорта «Солнечная долина» состоится открытие 42-го Всероссийского Ильменского фестиваля авторской песни. В фестивале примут участие Олег Митяев, Леонид Марголин, Родион Марченко и другие замечательные представители бардовской песни из разных городов России. В течение трех фестивальных дней, с 15 по 17 июня, организаторы обещают насыщенную конкурсную и концертную программу. Впервые в рамках фестиваля пройдет благотворительная акция Фонда Олега Митяева.



В воскресенье, 17 июня, – День медицинского работника. Накануне медработников района с профессиональным праздником поздравили руководители ЦРБ и района. Сегодня районная больница насчитывает 469 сотрудников, в их числе 53 врача, 206 фельдшеров и медсестер. В структуру больницы входят: отделение оказания неотложной помощи, одна поликлиника для обслуживания взрослого населения, одна детская поликлиника, женская консультация и стационар на 115 коек, где функционируют восемь отделений.

ПОДПИСКА

КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ УЗНАВАЙТЕ ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ И АКТУАЛЬНОЕ В ГАЗЕТЕ «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» И КАЖДЫЙ ДЕНЬ НА САЙТЕ РЕДАКЦИ KASLI-GAZETA.RU ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ, ЗАХОДИТЕ НА САЙТ, ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К АКТИВНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ! БУДЬТЕ И ВЫ В РИТМЕ СОБЫТИЙ ГОРОДА И РАЙОНА! Адрес редакции: 456830 Челябинская область, г. Касли, ул. Ленина, 55. Е-mail: gaz@chel.surnet.ru. Мы в соцсетях: ВК, ОДНОКЛАССНИКИ, Mail, Facebook

...

Официальные интернет-ресурсы, где можно получить ответы на вопросы, наиболее волнующие детей, подростков и родителей, рекомендации и советы педагогам, родителям и молодежи, а также сообщить информацию о фактах незаконного оборота наркотиков

▶ Управление федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Челябинской области: http://www.74.fskn.gov.ru/
▶ Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации: http://fskn.gov.ru/
▶ Раздел ≪Родителям и детям≫ официального интернет-сайта Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации: http://family.fskn.gov.ru/
▶ Раздел ≪Молодежи≫ официального интернет-сайта Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации: http://youth.fskn.gov.ru/

Календарь

«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Поиск

РЕКЛАМА

ЖДЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ, МЫ БУДЕМ РАДЫ, ЕСЛИ ВЫ НАПИШЕТЕ НАМ О ТОМ, КАКИЕ ТЕМЫ ВАС ВОЛНУЮТ, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ВИДЕТЬ В ГАЗЕТЕ, ЗАЯВЛЯЙТЕ СМЕЛО О СВОИХ ПОЖЕЛАНИЯХ, МЫ ПОСТАРАЕМСЯ УЧЕСТЬ ИХ, ЧТОБЫ ВАМ БЫЛО ЕЩЕ ИНТЕРЕСНЕЕ ЧИТАТЬ "КРАСНОЕ ЗНАМЯ". ПИСЬМА ПОМЕЧАЙТЕ СЛОВОМ "ТЕМЫ" Адрес редакции: 456830 Челябинская область, г. Касли, ул. Ленина, 55 Е-mail: gaz@chel.surnet.ru

...

Мы в соцсетях



Группы

_

Главная » 2013 » Январь » 23 » ЗАХАРКИНЫ ФАНАТЫ
11:33

ЗАХАРКИНЫ ФАНАТЫ

Заводские пацаны

50 лет отробил на Каслинском заводе мой дед с 13 лет. Сначала учеником, а потом мастером по окраске художественных вещей чугунных, кабинетных. И лишь уходил с завода на три года служить в царской армии.


Директор Дворца культуры (Геннадий Александрович Бродягин) в роли официанта. Народный коллектив «Диалог». 1991 год

Ушел с завода в 69 лет «по болезни, при том по старости» согласно заявлению. Работал на чугунолитейном заводе и его отец, Бродягин Григорий Федотыч. Работали на машзаводе и сыновья Бродягина Николая Григорьевича — Алексей, Василий и мой отец Александр. И меня в неполные шестнадцать лет позвал заводской гудок за токарный станок на наш родной машиностроительный завод п/а 20.

Благодаря авторитету деда, я был принят на завод. Не нужны были рабочие в то время, меня приставили к профессиональному токарю вторым учеником. Через три месяца учебный лимит проходит и ты — «профессиональный токарь», присваивают тебе разряд рабочий второй или в лучшем случае третий, а умеешь или не умеешь — тебя никто не спрашивает. Вставай за станок, крути блестящими гладенькими ручками, двигай суппортом и задней бабкой, зажимай кулачками передней бабки прутки стальные, чугунные и бронзовые. Пускай из-под резца серпантин из стружки и вытачивай детали гладкие, фигурные и резьбовые. Станок мой «Уралец» — маленький да удаленький. Можно было резьбовой шаг набрать шестеренками на гитаре станка. Работал я по заказам 20 слесарей-лекальщиков, которые изготавливали мерительный инструмент, в лекальном отделении шестого цеха. Оно находилось на втором этаже над модельным цехом, окна-витражи смотрели на заводскую речку. А там, как в аквариуме, плавали в проточной воде окуни, чебаки и щучки шевелили плавниками у травы. Стаи рыбешек-мальков чебачишек на солнышке сверкали серебром. В обеденный перерыв за 20 минут налавливали на удилишко окуньков и чебаков на ушицу. И раков можно было наловить у арки каменной моста. Из-под моста выплывали со стороны шестнадцатого цеха сине-черные и рыжие масляные пятна и уплывали под   девятый цех за территорию завода.


После выступления в спектакле Розова «В добрый час»

Постоянно нас солнечные зайчики слепили, они витали веером по потолку и стенам от отражений блестящих мясорубок, которые постоянно трактор вывозил на прицепной тележке из ворот шестнадцатого цеха. Сегодня надо добрым словом нашу кормилицу вспомнить отменную мясорубку, на раструбе которой было отлито слово «Касли» и торговая марка завода «Вздыбленный конь с попоной» позже стала гербом города Касли и Каслинского района. Каслинской мясорубке надо памятник поставить, она не знала равных себе в мире.

Давайте в прошлое войдем неспешно. Родной завод помянем добрым словом и очаг культуры наш старый милый клуб им. Захарова. Мы его любя «Захаркой» звали.

Как время пролетело быстротечно, подумать только — прошло почти 60 лет с тех пор, когда я шел в потоке многолюдном в рабочей робе на свой завод по главной улице Каслей Советской. Частенько я мурлычу про себя мелодию красивую и напеваю любимые и сердцу милые слова:   «В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя… Я не хочу судьбу иную, мне ни за что не променять, ту заводскую проходную, что в люди вывела меня…» Советская тогда ухоженной была, в газонах и цветах, напротив клуба, у подножия памятников «Героям, павшим за революцию» и «Рабочему с винтовкой и молотом» две клумбы запомнились особо. Одна в форме часового циферблата, на ней число и день недели из цветов, а рядом на специальной клумбе портрет вождя народов           И. В. Сталина и тоже из цветов, а в городском саду встречали нас трели соловья. Сегодня к большому сожалению главная улица Каслей утратила свой прежний благовидный облик и стала неприглядной, захолустной. И соловьи давно здесь гнезд не вьют.

Дейстсвующие лица спектакля: Эмилия Гагарина и Геннадий Бродягин

Шагал в людском потоке за проходной по улице центральной заводской мимо фонтана. В прозрачных водных струях, глаз радуя искрилась радуга. Вода лилась из клювов трех гусей чугунных и чугунных уток, сидящих на окружности фонтана, а в нем плавали вальяжно зеркальные карпы не меньше килограмма. Шел среди цветов в свой цех шестой инструментальный, вдыхая полной грудью свежесть ароматов многоцветий. Еще не ушло туманное испарение от свежеполитых газонов. Наверное, заводские цветоводы из дворовой группы начинали поливать с пяти утра.

Этот дымящий, шипящий, гремящий, паром, дымом чадящий завод, шесть дней в неделю в три смены. Тремя настойчиво призывными гудками звал: «Иди, браток, созидай, переводи металл в орудия труда, в изящные литые скульптурные изделия из чугуна и бронзы».

А после смены река рабочая катила к проходной домой. Мы, молодые, озорные, дурачились, резвились, шутковали. От нас, от черномазых, девчонки шарахались в сторонку. Бывало засекёшь смазливую девчонку, а как подойти, робость-то берет. Друзья подталкивают в бок: «Измажь, чего ты трусишь». И ты, набравшись духу, устремляешься за ней и пятерню свою рабочую приляпаешь на платье светлое, или на щеке полосу черную проведешь, или на шейке лебединой нежной оставишь метку. Бывало и пощечину схлопочешь. А молодые рослые литейщики резко пахнущие дымом и гарью в брезентовых робах в опалинах и дырах, в прожженных керзачах от искр расплавленного металла. Смелые, нахальство проявляли и оставляли пятерни свои на девчачьих бугорках. Потом со смехом вспоминали эти романтические пятнашки уже на свадьбах у друзей.


Фагиля Фокина с детьми после выступления во Дворце культуры

За проходной завода звало нас, заводских пацанов и девушек, приятно звучащее музыкой двухэтажное белокаменное колоннадное здание — храм искусств, именно таким нам представлялся клуб имени И. М. Захарова: «Иди, милок, поднимайся по широким ступеням, огражденными чугунными ажурными перилами на парадное крыльцо, на котором в 1921 году выступал перед каслинским народом всесоюзный староста дедушка Михаил Иванович Калинин. Открывай массивные дубовые двери, входи, познавай духовно-образную жизнь, познавай себя в искусстве в своем самодеятельном творчестве».

Клуб заводчане называли очагом культуры — 23-м цехом.

И мы, рабочие, ИТР и служащие, более 200 человек, приходили в наш цех культуры ежедневно, кроме понедельников на занятия в кружки художественной самодеятельности: театральный, танцевальный, хоровой струнный, духовой. В 50-60 годах заведующим клубом работал Виктор Васильевич Бакаев, художественным руководителем был Василий Петрович Сурин, он же руководил и драматическим кружком. Хором руководил Николай Ильич Ефремов, Николай Федорович Зацепин руководил струнным оркестром. Духовой оркестр возглавлял электросварщик Иван Иванович Манаков, а дядя мой был у него в помощниках и играл в оркестре на трубе.

Наши благодарные зрители, друзья, товарищи, родные не менее десяти раз в месяц на концертах награждали нас горячими аплодисментами за наш второй творческий труд. Необходимо реквием исполнить фортыссимо, мажорно нашим милым производственным и духовно-творческим домам. Стоят сейчас тоскливо кирпичные стены и смотрят глазищами пустыми на речку заводскую не живую. И только фундамент без одной трещинки остался целым от нашего любимого безвременно ушедшего скоропостижно бывшего Белого дома управляющего заводом и бывшего старого клуба им. Захарова — памятника архитектуры и между прочим Федерального значения. А ему, этому зданию, было отроду всего лишь 118 лет — детский возраст по сравнению с людскими годами.

Чтобы не вспоминать былые наши выступления в 50-х годах прошлого столетия, я переписываю свой отчет из дневниковых записей.

Моя артистическая деятельность при оных руководителях:

Руководитель Плюснин — одноактная пьеса, роль капитана корабля;

Руководитель Кипарисов — одноактные пьесы: «Широким шагом», роль Сергея, шахтера; «На полустанке», роль солдата, «Баранчук проснулся», роль Баранчука.

Руководитель Василий Петрович Сурин, многоактные пьесы, Вл. Дыховичный «Свадебное путешествие», роль аспиранта Андрея Птицына.

Розов «В добрый час», роль выпускника 10-го класса, сына профессора Андрея Синельникова. «Крепостные», роль тупейного художника Аркадия, роль дворового «палача» Платоныча. Одноактные пьесы: Мдивани «Наша семья», роль отца; «Рыбачка с побережья», роль старосты поселка, отрывок из оперетты «Свадьба в Малиновке», роль Ничипора.


Сценка с участием Геннадия Бродягина и Николая Мурашкина

Сценки в исполнении с Николаем Мурашкиным, Зискинд «Гипертония», Ласкин «В ЗАГСе», «Профилактика», «У контрольной будки», «Вопрос о воспитании» в исполнении с Эммой Белозерской, «Санаторий «Лазурный край», в исполнении с Валей Алпатовой. Мною исполнено фельетонов: Л. Чернышев «Грязь», Г. Бикман «Свинья», «Садовод наоборот», а басню «Палкан и Шавка» мы исполняли с Н. Мурашкиным дуэтом. Интермедии на цеховые темы мы исполняли с Лепцевым.

«На ура» шел концертный номер с  Милей Гагариной-Заславской, отрывок из оперетты «Вольный ветер», аккомпанировал нам из оркестровой ямы струнный оркестр под управлением Николая Федоровича Зацепина. За нашими спинами на втором плане сцены матросский танец исполняли заводские ребята вместе с руководителем хореографического коллектива Германом Кургановым. На третьем плане сцены нам вторил хор под управлением Николая Ильича Ефремова.


Артисты цеха №2: К. Малова, З. Зинковская, Т. Шорохова, Г. Мукашева, В. Матерухина и старший мастер Ю. Тимофеев

Более десяти лет держалась на сцене сценка «Свадьба в Малиновке». И все годы роль Яшки-артиллериста исполнял художественный руководитель Василий Петрович Сурин, земля ему пухом. Я исполнял роль Ничипора, а Маша Лоушкина выплясывала с Суриным танец «В ту степь» и каждый раз после выступления приходил Петрович за кулисы и разбинтовывал кровавый бинт на животе — последствие ранения. Служил он в годы войны связистом. Я в 1960 году уехал на учебу в Питер и роль Ничипора исполняли Владимир Мурашкин и Боря Медведев, в то время он работал заведующим клубом.

Захаркины фанаты на селе

Каждую осень в уборочную кампанию на месяц нас освобождали от заводских работ, отправляли в командировку по колхозам района с концертной агитбригадой. Три дня упорного труда над концертным репертуаром, а кто не занят был на репетициях, занимались заготовкой провианта для нашего питания.

Закупали, как обычно, по мешку хлеба, картошки, капусты, макаронные изделия и круп для каши, мешок сахарного песка,             2-3 мешка печенья, 2 ящика тушенки. Со склада клуба брали прошлогоднюю столовую посуду; две алюминиевые двухведерные кастрюлю под первое, второе, два эмалированных ведра под чай, компот, глубокие тарелки металлические, ложки, вилки, ножи.


Первый парень на деревне Генка Бродягин

На третий день сделаем прогон с хронометражом на сцене клуба и уезжали на грузовой автомашине по колхозам района. Всегда были рады селяне нашему приезду, первыми встречала нас у околицы деревенская ребятня. До крыльца клуба они в пыли и дыме бежали за машиной. Потом бежали за завклубом, та снимала с петель висячий замок, и мы, как полноправные хозяева, вносили в него мешки с продуктами и театральным реквизитом. А Сурин шел в правление колхоза за материалом для концертных номеров, в которых мы воспевали колхозных передовиков и бичевали негативные явления, называя по-фамильно тунеядцев, пьяниц, спекулянтов. Одни готовили газету и частушки сочиняли. Такие, например:

Есть один колхозник местный (следовали имя и фамилия конкретного жителя села)
Повар всем давно известный
И варил в колхозе он
Для продажи самогон.
Что творилось в зале, не расскажешь словами.

Обычно трое дежурных — костровые, повара — назначались В.П. Суриным для приготовления завтраков, обедов, ужинов на два дня. А вечером они же были кассирами и контролерами у входа в зрительный зал. У кого не было копеек на входной билет (30 копеек для взрослых и 10 копеек для детей) мы не гнушались — натурой брали. Несли селяне нам пироги и яйца, картошку и морковку, репу и редиску, бобы, стручки гороха и даже подсолнухи и семечки сырые и сухие.

Концерты на центральных усадьбах начинали вечером после 10 часов, ожидали комбайнеров, шоферов, когда домой с полей приедут. Зрители приходили со своими лавками и табуретками. Кресел театральных в ту пору еще не было в сельских клубах. После концерта у костра вначале от Сурина разное получим за наши погрешности в концерте. Чаек попьем, споем, подметем в зрительном зале семечную шелуху и ляжем спать вповалку.

Разнос и я получал от В. П. Сурина за дела мои греховные. Однажды втихаря от Петровича мы чей-то день рождения отметили портвейном, конечно, в меру, ведь нам же выступать. Я выхожу на сцену перед зрителем, народу полный зал, жарища, духотища, вентиляции же нет, дышать нечем. Я вышел читать фельетон Челябинского автора Леонида Чернышова «Грязь». И надо было мне начать читать со слов: «Плетется парень еле-еле. Ногами чертит вензеля. Его видать на самом деле не держит матушка земля». Я раскрываю рот, а слов-то нет. Забыл, напрочь забыл, в поту с открытым ртом стоял, как голый истукан на обозрении селян. Под свист и хохот зрителей, как виноватый пес с хвостом поджатым, позорно я побрел в кулисы. Тот трагикомедийный урок сейчас я вспоминаю, как исповедание. Но тот урок не зря прошел в моей сценической биографии. Я больше никогда не позволял себе ни грамма употреблять спиртного перед концертным выступлением.

А однажды, то ли в Григорьевке, то ли в Знаменке произошел не менее забавный казус. На сцене выступает вокально-инструментальное трио, на стене висит огнетушитель — шипит, пузырит и, наверное, от ритмичных музыкальных звуков сдетонировал и начал нас пенной жидкостью поливать, пришлось выступление прервать. Прибежал киномеханик, забрал огнетушитель. Потом долго мы смеялись, когда узнали от него, что в том огнетушителе созревала его брага.

К обеду ближе мы выезжали на полевые станы по отделениям колхозов. Выберем полянку поровнее, сами на горке на фоне нивы золотой под палящим солнцем в костюмах театральных, пот градом льет, споем, стихи прочтем и фельетоны, сценки разыграем. А импозантный Сурин шутейную песенку споет: «Двухэтажный дом горит, а народ вокруг стоит рассуждает меж  собой, догорит — пойдем домой…». Исполним наш коронный номер «Свадьбу в Малиновке», в котором Петрович блестяще исполнял роль Яшки-артиллериста, я Ничипора играл, а Валя Алпатова исполняла роль Дрындычихи. И они с Суриным выплясывали на полянке танец «В ту степь», под аккомпанемент баяниста Нины Потысевой. Комбайнеры, трактористы, шофера покатывались от смеха на зеленой травке.

А после концерта обильно нас кормили поварихи гуляшом с картофельным пюре, с подливом ароматным, со свежеиспеченными ватрушками  пили мы топленое молоко из эмалированных кружек. Споем поварихам их любимые песни. Из кузова машины помашем фуражками, платочками благодарно механизаторам и с песней привольной русской, с которой и начинали обычно в поле мы концерт: «Мне хорошо, колосья раздвигая, сюда ходить вечернею порой. Кругом стоит пшеница золотая по сторонам дорожки полевой…». С приятной грустью дальше мы пылили по грунтовым дорогам в другие отделения колхоза. Бывало и по три концерта в день давали: два в поле или на ферме и вечером в клубе.

После 20 дней гастрольной тряски по проселочным дорогам, насквозь пропыленные, у костров прокопченные, с отлежалыми усталыми боками, и спинами от валяния на деревянных полах. Но домой в Касли ехали переполненные гордым чувством исполненного долга, что мы — каслинские артисты заводские, дарим сельским труженикам душевную радость.

Молодой гвардеец пятилетки

Делегат VII Каслинской городской комсомольской организации сверловщица Нина Голунова награждена этим почетным знаком Центрального комитета ВЛКСМ. За высокие трудовые показатели награждена медалью «За трудовое отличие».

В честь 50-летия ВЛКСМ и активное участие в общественной жизни коллектива завода награждена Почетной грамотой, в которой свои автографы оставили министр машиностроения СССР В. Бахирев и председатель Центрального комитета профсоюза А. Карев.

В 1975 году за высокие трудовые показатели и большую работу по коммунистическому воспитанию молодежи наградил Почетной грамотой заводской четырехугольник, под нею подписались директор завода Ю.Н. Матюгин, секретарь парткома И.В. Шипунов, председатель завкома С. К. Трофимов, секретарь ЗК ВЛКСМ Ф. Мочалина.

С 1973 по 1992 год Голунова Нина Васильевна руководила художественной самодеятельностью двадцать первого цеха. Только в русском народном хоре было 26 человек рабочих и служащих блока цехов.

Вместе с сестрой Екатериной Васильевной Овчинниковой занимались в самодеятельности в клубе им. Захарова 10 лет, дуэтом пели: у Нины — альт, у Кати — сопрано. Аккомпанировал им неизменно баянист, руководитель хора Геннадий Бандуркин.

Торжественные праздники отмечали цеха завода обычно на цеховых вечерах в клубе им. Захарова. Мы видим на фотографии из семейного альбома — выступление цеховой самодеятельности в честь Великой Октябрьской социалистической революции в 1994 году, Нина Голунова поет в хоре и с сестрой Катей поет дуэтом и выступает в сценке «Мнимый больной» с В. П. Суриным.

А вот что писала в специальном бюллетене делегат VII Каслинской городской комсомольской конференции Л. Гришина: «Хороший секретарь комсомольской организации — это много, но еще не всё. Трудно было Нине, если бы не Варя Башарина, Николай Волков, Нина Патова, Наташа Милина. Это они, запевалы, были первыми, благодаря энтузиазму Николая Кобелева, Сергея Чупрунова, Кати Карабановой, Тани Рыбаковой и других молодых рабочих оборудовали для ребят в пионерском лагере «Березка» стадион. Ребята считают, что в каждом их успехе, в каждой четверке и пятерке есть ее, Нинина, заслуга».

Ударник  коммунистического труда

Зинаида Ивановна — контролер цеха №2, ударник коммунистического труда, активная общественница цеха. Напомню восторженные слова благодарности Зинаиде Ивановне от четырехугольника цеха №2. В одной из почетных грамот записано: за достижение высоких показателей и успешное выполнение соцобязательств и активное участие в общественной жизни коллектива награждена «4.V.79 года» — собственноручно написал эту дату под своей подписью начальник цеха Евгений Петрович Шаронин, к сожалению, нет его сегодня с нами. В почетной грамоте автографы свои оставили парторг Л. П. Смайлова, предцехкома А. В. Баканина, комсорг Н. В. Михрюкова.


Заводская агитбригада выезжает с концертами на село

– За какую активную общественную жизнь подписались общественные лидеры цеха, – спросил я у Зинаиды Ивановны Зинковской, ныне пенсионерки. И вот что она рассказала: «Участники художественной самодеятельности, рабочие и служащие цеха, награждались Почетными грамотами, призами и денежными премиями от директоров завода и начальника цеха Евгения Петровича Шаронина. Большую работу проводила в организации цеховой художественной самодеятельности секретарь цехового комитета комсомола Нина Бродягина, ныне пенсионерка, Нина Васильевна Устьянцева. Концерты проводили в обеденные перерывы в первую и во вторую смены и ночью для рабочих третьей смены.

Администрация цеха заказывала на заводском конном дворе гужевой транспорт и участники художественной самодеятельности на лошадке объезжали общежития города, собирая стеклянную посуду, сдавали в приемный пункт и закупали материал. Кроили под руководством Нины Бродягиной в большой комнате в избе Устьянцевых и заказывали на швейную фабрику для пошива театральных костюмов и платьев для участников цеховой самодеятельности».

За первое место в заводском смотре второй цех получил ценный приз — пианино, а все участники художественной самодеятельности — премии.

«Всегда на виду»

Так назвала свою статью корреспондент газеты «Красное знамя» Т. Шубина много лет тому назад о машзаводском молодежно-комсомольском вожаке Фагиле Вагиповой. Учащаяся РУ-18, артистка Феня, так звали однокашники эту бойкую, симпатичную, изящную, черноглазую с шикарной косой до пояса пятнадцатилетнюю девчушку. Два года она овладевала рабочей профессией токаря-универсала, участвовала в училищной художественной самодеятельности, получила общественное признание и первую Почетную грамоту за отличное исполнение концертного номера «На полевом стане» и диплом VII областного фестиваля учащихся учебных заведений профессионального технического образования.


На сцене вокальный ансамбль заводской агитбригады

Держу в руках увесистую папку для бумаг с десятками почетных грамот и дипломов, листов похвальных за коммунистическое отношение к труду, за победы в социалистическом соревновании, активную общественную работу, за организацию и личное участие в заводской художественной самодеятельности. Фагиля награждалась Центральными комитетами ВЦСПС и ВЛКСМ, особенно ей дорога Почетная грамота обкома комсомола за подписью Виктора Поляничко. Неоднократно поощрялась Каслинским горисполкомом, ГК ВЛКСМ и четырехугольником машзавода.

В 1964 г. после окончания училища работала токарем в девятом цехе, в цехкоме отвечала за организацию художественной самодеятельности и с честью справилась с общественной работой. Цех занял 2-е призовое место из 9 цехов, участвующих в заводском смотре народных талантов. До нее в цехе не было художественной самодеятельности.

Все годы работы Фагили Михайловны на заводе, с 1964 по 1986 гг., с перерывом на учебу в ЧПИ, она исполняла общественную работу: групкомсорг участка, секретарь сменной комсомольской организации, член областного комитета ВЛКСМ, освобожденный от основной работы секретарь заводского комитета комсомола с 1973 по 1976 год. Одним из многих направлений молодежного комсомольского движения у заводского секретаря комитета комсомола была организация цеховой художественной самодеятельности и проведение смотров народного творчества.

Фагиля Михайловна и сама выступала с концертными номерами. Однажды, выступая в коллективе художественной самодеятельности заводоуправления во Дворце культуры имени Захарова вместе с артисткой-мамой вышли на сцену девятилетний сын Женя и семилетняя дочь Таня. Женя рассказывал о своей семье, а в заключении объявил, что и «я буду, как мама, инженером». Зрительный зал зашушукал: «Мальчишка — молоток, не хочет быть слесарем, как его отец Виталий Фокин».

Дочь Таня читала стихотворение о советском солдате с девочкой на руках в скульптурной композиции, установленной в Берлинском Трептов-парке.

«Блудный сын»

За активное участие в подготовке и проведении заводских фестивалей и смотров цеховой художественной самодеятельности и отличное исполнение концертных номеров и я неоднократно получал похвальные листы, почетные грамоты, призы и премии. В трех районных фестивалях получал призовые места за исполнение концертных номеров.

В 1960 году за успешное окончание вечерней школы и хорошие показатели в работе директор завода В.И. Тютюнин своим приказом объявил мне благодарность. А заводской четырехугольник направил на учебу в Ленинградскую Высшую профсоюзную школу.

Лишь через 26 лет вернулся сей блудный сын в свои родные пенаты и занял должность зам. директора Дворца культуры. На первом году работы, исполняя обязанности директора ДК, директор Сергей Иванов был в отпуске, я был приглашен в кабинет директора завода на оперативку руководителей соцкультбыта. Директор Александр Иванович Шастин начал допрос с культуры, то бишь, с меня. Я доложил о работе Дворца по порядку, не забыл свое беспокойство выразить про крышу, которая постоянно протекала, не забыл уведомить, в каких цехах были проведены концерты коллективом художественной самодеятельности Дворца. Александр Иванович прервал меня, вскипел, забегал вдоль заседательного длинного стола, возмущенный течью крыши ДК и, выпустив пар, вскричал: «Уволить!». Я сказал: «Спасибо за помощь культуре» и вышел из директорского кабинета, хлопнув дверью. Не помню всех слов нравоучений, одно лишь зацепилось в голове: «Да тебе надо крест поставить деревянный». Потом всё вошло в круги свои, Александр Иванович убедил партком, завком, что со стороны не надо брать директоров, когда есть свой, доморощенный. И я стал директором Дворца культуры и опять стал выступать на сцене — после 28-летнего перерыва, но уже с театральным образованием. 

А ведь покойный Александр Иванович Шастин в точку тогда попал. Этот крест деревянный всю свою сознательную жизнь ношу, работая в культуре.

Геннадий Бродягин
Категория: Культура | Просмотров: 2550 | Добавил: Редакция | Теги: Бродягин, ДК им. Захарова
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Яндекс.Метрика